Книга недели: «Некоторые вопросы теории катастроф»

14.11.2016
от

Tengrinews.kz и кoмпaния «Мeлoмaн» в рaмкax сoвмeстнoгo прoeктa «Книгa нeдeли» прeдстaвляют дeбютный рoмaн aмeрикaнскoй писaтeльницы Мaришы Пeссл «Нeкoтoрыe вoпрoсы тeoрии кaтaстрoф». Xoтя пeрвaя публикaция рoмaнa сoстoялaсь eщe в 2006 гoду, читaтeлям нa пoстсoвeтскoм прoстрaнствe oнa бoльшe извeстнa пo дeтeктивнoму триллeру «Ночное кино», попавшему в список бестселлеров New York Times.

С определением жанра в ее произведениях все не так просто, впрочем, как и с историей становления ее как писательницы. Юная девушка модельной внешности, притом весьма эрудированная, заканчивает с отличием престижный женский гуманитарный колледж «Барнард», после которого успешно работает финансовым консультантом в одной крупной корпорации. Внезапно бросив карьеру, Пессл с третьей попытки пишет свой дебютный роман и отправляет литературному агенту писателя-романиста Джонатана Франзена, к которому испытывает чувство восхищения. В общих чертах, именно здесь ее жизненный путь делает поворот в сторону почетного места в списках бестселлеров.

Главная героиня «Вопросов» Синь Ван Меер — шестнадцатилетняя девочка-миллениал, обладающая феноменальными познаниями в области литературы, философии и наук — она с легкостью декламирует число пи до шестьдесят пятого знака после запятой. Вместе со своим отцом-профессором (по совместительству записным сердцеедом) Синь беззаботно колесит по стране. Однако в шестнадцать лет ее жизнь необратимо меняется вследствие неких драматических событий.

Большое количество цитирований классических произведений и сцен, огромное количество деталей и динамичность сюжета держат читателя в 668-страничном напряжении. Книга заставляет себя не просто читать — она призывает к игре. Критики часто разбирают по деталям этот хитрый прием, превращающий обычный линейный сюжет в длинную перипетию флэшбеков и неожиданностей.

Кстати, цитирование как прием играет и на странице «содержание» (неожиданно названной не иначе как «Учебной программой» — списком обязательного чтения): главы названы произведениями мировых классиков. Здесь и шекспировский «Отелло», и «Пигмаллион» Шоу, и набоковский «Смех в темноте» и еще 33 не менее достойных подражания.

Заигравшись в непосредственно сюжет, Мариша Пессл даже по завершении истории предлагает читателю некий «Итоговый экзамен». 14 серьезных вопросов на верно/неверно, семь вопросов с вариантами ответов и требование написать развернутое эссе на заданную тему. Все очень серьезно и совсем не по-детски (возрастное ограничение 16+)

«Папа всегда говорил: человеку нужна очень веская причина, чтобы написать историю своей жизни, да еще и ожидать, что ее прочтут».

Комментарии закрыты.