Предлагается ввести запрет на изъятие жилых помещений у добросовестных приобретателей по искам органов власти
Мaрия Шувaлoвa
Дeйствующee зaкoнoдaтeльствo прeдусмaтривaeт вoзмoжнoсть истрeбoвaния имущeствa у дoбрoсoвeстныx приoбрeтaтeлeй в случaяx, кoгдa oнo былo пoтeрянo сoбствeнникoм или влaдeльцeм, пoxищeнo у ниx или выбылo из влaдeния иным путeм пoмимo иx вoли. Eсли жe oнo былo пoлучeнo дoбрoсoвeстным приoбрeтaтeлeм бeзвoзмeзднo, сoбствeнник впрaвe истрeбoвaть eгo вo всex случaяx (п. 1-2 ст. 302 ГК РФ). В пoслeднee врeмя учaстились случaи oбрaщeния грaждaн РФ в EСПЧ в связи с изъятием у них жилья по искам органов государственной власти и местного самоуправления. Речь идет о жилых помещениях, которые ранее были приватизированы с нарушением законодательства, о чем последние приобретатели знать не могут, поскольку жилье, как правило, поступает к ним в собственность после нескольких сделок купли-продажи. По состоянию на 2 декабря текущего года ЕСПЧ принял решения в пользу заявителей по 32 подобным делам (одно – в 2011 году: Постановление ЕСПЧ от 6 декабря 2011 г. по делу «Гладышева против России» [Gladysheva v. Russia] (жалоба № 7097/10), одно – в 2015 году: Постановление ЕСПЧ от 29 января 2015 г. по делу «Столярова против России» [Stolyarova v. Russia ] (жалоба № 15711/13 ) и 30 в 2016 году).
Вопрос о защите прав добросовестных приобретателей приватизированного ранее жилья неоднократно рассматривался в Общественной палате РФ. По итогам одного из пленарных заседаний палаты, в котором принял участие Президент РФ Владимир Путин, был сформирован перечень поручений главы государства, предусматривающий, в частности, разработку предложений по совершенствованию правовых механизмов защиты таких граждан при предъявлении виндикационных исков органов государственной власти или органов местного самоуправления (п. 3б перечня поручений от 9 августа 2015 г. № Пр-1610).
Во исполнение этого поручения Минэкономразвития России подготовило законопроект, предусматривающий кардинальные меры по защите прав приобретателей, а именно: запрет на изъятие жилого помещения, выбывшего из владения Российской Федерации, субъекта РФ или муниципального образования, от гражданина – добросовестного приобретателя, для которого оно на момент предъявления иска является единственным, даже если указанное жилье выбыло из владения публично-правового образования помимо его воли или было приобретено безвозмездно (текст законопроекта «О внесении изменений в Гражданский кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Законопроект) имеется в распоряжении редакции портала ГАРАНТ.РУ). Стоит отменить, что данное положение предлагается закрепить не в Гражданском кодексе, а в так называемом техническом законе о введении в действие ч. I ГК РФ (Федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 52-ФЗ). В самом же кодексе предполагается указать, что безвозмездно приобретенное имущество не может быть изъято у добросовестных приобретателей в предусмотренных законом случаях. «Это серьезное отступление от общих правил, ведь в системе континентального права принято, что ответчик может лишиться имущества, будучи добросовестным приобретаталем. Если сам он это имущество получил безвозмездно, скажем оно ему было подарено, он по большому счету мало что теряет. При таком подходе баланс интересов всегда считался достигнутым», – подчеркнула член Совета по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства при Президенте РФ, председатель Комиссии ОП РФ по общественному контролю, общественной экспертизе и взаимодействию с общественными советами Лидия Михеева в ходе нулевого чтения Законопроекта, состоявшегося 2 декабря в ОП РФ.
Эксперт отметила, что Законопроект не только фактически подрывает основы правового регулирования отношений собственности, но и содержит в себе существенные противоречия. Так, непонятно, для чего нужна норма о выплате компенсации лицу, лишившемуся жилого помещения на основании судебного решения, за счет бюджета того публично-правового образования, в пользу которого истребовано жилье, если устанавливается полный запрет на изъятие жилья по искам органов государственной власти и местного самоуправления. При этом уже существующую норму, предусматривающую выплату компенсации добросовестному приобретателю, от которого было истребовано единственное пригодное для постоянного проживания жилое помещение (ст. 31.1 Федерального закона от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», ст. 68 Федерального закона от 13 июля 2015 г. № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»), не предлагается признать утратившей силу. Более того, ничего не говорится в Законопроекте о том, с кого и в каком размере может взыскать убытки публично-правовое образование, утратившее соответствующее жилое помещение помимо своей воли.
В то же время нельзя не отметить, что Законопроект предусматривает защиту прав тех добросовестных приобретателей, для которых спорное имущество не является единственным. В случае одобрения документа и принятия на его основе соответствующего закона такие граждане смогут обратиться в течение трех лет дня его вступления закона в силу за выплатой денежной компенсации тем публично-правовым образованием, в пользу которого истребовано жилое помещение. Правом на получение такой компенсации в течение этого же срока предлагается наделить и лиц, лишившихся жилья до вступления в силу закона. Однако чтобы эти положения заработали на практике, необходимо закрепить в документе норму о невозможности выселения граждан из квартир до получения указанной денежной выплаты, что обезопасит их от невыплаты компенсации по причине отсутствия средств в бюджете, уверен заместитель секретаря ОП РФ Александр Музыкантский.
Единого заключения по поводу Законопроекта участникам обсуждения выработать не удалось. Лидия Михеева уверена, что все случаи несправедливого изъятия жилья по искам органов власти вызваны судебными ошибками и исправлять ситуацию нужно не за счет внесения кардинальных правок в гражданское законодательство, а правильным применением существующих механизмов возмещения вреда. Тем более, что по озвученным начальником отдела использования федеральных земель Департамента недвижимости Минэкономразвития России Анастасией Бацевой данным, проблема носит региональный характер: помимо Москвы и Московской области, информация об удовлетворении подобных исков поступила в министерство только из двух регионов – Пермского края и Тверской области.
Александр Музыкантский, напротив, считает, что Законопроект необходимо принять, правда, после существенной доработки спорных положений, поскольку гарантий, что правоприменительная практика изменится в ближайшее время, несмотря на увеличивающееся количество удовлетворенных ЕСПЧ жалоб граждан РФ, нет. Такого же мнения придерживаются и представители общественных правозащитных организаций и ряда заинтересованных ведомств, в том числе Минюста России, который согласовал Законопроект.
Таким образом, можно предположить, что дальнейшее рассмотрение Законопроекта будет непростым и, скорее всего, продолжительным. Тем не менее представитель Минэкономразвития России пообещала, что министерство учтет замечания экспертного сообщества и доработает документ.