Breakthrough Prize вручат за разгадку одной из тайн Вселенной
Премия Breakthrough Prize была создана Мильнером, Брином и Цукербергом и их друзьями в 2012 и 2013 годах с целью стимуляции фундаментальных научных исследований изначально в области физики, а затем — в области биологии и математики.© Фото: Dane Kleiner
МОСКВА, 10 ноя — РИА Новости. Результаты научных исследований, за которые будет вручена «Премия за прорыв» (Breakthrough Prize) в области фундаментальной физики, могут сыграть значительную роль в решении загадки барионной асимметрии Вселенной, считает заведующий отделом физики высоких энергий Института ядерных исследования РАН Юрий Куденко.
Российский IT-миллиардер Юрий Мильнер и его американские коллеги Марк Цукерберг и Сергей Брин раскрыли 9 ноября список очередных лауреатов созданной ими научной премии Breakthrough Prize, присуждаемой за открытия в области биологии, физики и математики.
Премия и фонд Breakthrough Prize была создана Мильнером, Брином и Цукербергом и их друзьями в 2012 и 2013 годах с целью стимуляции фундаментальных научных исследований изначально в области физики, а затем — в области биологии и математики.
По своей материальной ценности Breakthrough Prize заметно выше Нобелевской премии — 3 миллиона долларов против около 1,2 миллиона долларов. Список лауреатов премии в области физики стал самым большим. Первый приз в 3 миллиона долларов будет разделен сразу 1370 физиками из пяти крупных международных коллабораций, которые летом 2015 года окончательно подтвердили существования феномена нейтринных осцилляций — возможности превращения нейтрино из одного типа в другой, указывающий на их ненулевую массу.
Юрий Куденко отметил, что в числе лауреатов сотрудники ИЯИ РАН — участники экспериментов К2К и Т2К. «В чем суть этих открытий. Самый главный результат — это открытие нейтринных осцилляций (перехода одного типа нейтрино в другой), которые однозначно показывают, что нейтрино обладают ненулевой массой покоя. Стандартная Модель (СМ) элементарных частиц постулирует, что нейтрино являются безмассовыми частицами и не могут менять свой аромат в процессе распространения со скоростью света, то есть они не могут осциллировать. Здесь первенство безусловно принадлежит экспериментам Супер-Камиоканде (Super-Kamiokande) и SNO. Детектор Супер-Камиоканде открыл осцилляции атмосферных нейтрино в 1998 году и измерил «атмосферные» осцилляционные параметры. Эти результаты были подтверждены в ускорительном эксперименте К2К», — сказал ученый РИА Наука.
По его словам, эксперимент SNO в 2001-2002 годах решил проблему «дефицита» солнечных нейтрино и однозначно доказал, что этот эффект объясняется осцилляциями солнечных нейтрино.
Осцилляции нейтрино были предсказаны советско-итальянским ученым Бруно Понтекорво еще в 1957 году, а значительный вклад в исследование солнечных нейтрино внес российско-американский эксперимент SAGE (Soviet-American Gallium Experiment), который проводился в подземной лаборатории Баксанской нейтринной обсерватории Института ядерных исследований РАН. Реакторный эксперимент KamLand выполнил прецизионные измерения так называемых «солнечных» осцилляционных параметров и независимо подтвердил результаты SNO и других солнечных экспериментов.
Дальнейшие фундаментальные результаты были получены в экспериментах Т2К и Daya Bay. В 2011 Т2К получил серьезное указание на то, что третий параметр, характеризующий смешивание нейтрино, угол 13, также отличен от нуля, что было неожиданным результатом, поскольку большинство теоретических предсказаний указывало на малую или нулевую величину этого параметра. В 2012 году Daya Bay и два других реакторных эксперимента RENO (Корея) и DoubleChooz (Франция) измерили величину этого угла. Таким образом, все элементы матрицы смешивания нейтрино оказались отличными от нуля.
«В 2014 году Т2К обнаружил осцилляции мюонных нейтрино в электронные нейтрино, что явилось первым «появлением» другого аромата (электронные нейтрино) в чистом пучке мюонных нейтрино. До этого все осцилляции наблюдались как «дефицит» нейтрино. Эти результаты открытии новые горизонты для осцилляционных экспериментов. В первую очередь появилась реальная возможность для начального поиска СР нарушения в нейтринных осцилляциях в самом ближайшем будущем в действующих экспериментах Т2К и Nova (США). В отдаленном будущем исследование СР нарушения планируется проводить в двух новых проектах DUNE (США) и Гипер-Камиоканде (Япония)», — отметил Куденко.