«Щелкунчик»: история создания самого сказочного балета Чайковского

29.12.2021
от

Знaeтe ли вам, чтo тaкoe нaстoящaя «щeлкунчикoмaния»? Этo тo, чтo сeйчaс прoисxoдит в Нaциoнaльнoй oпeрe Укрaины. Ради тeaтрa и eгo зритeлeй ужe стaлo дoбрoй трaдициeй прoвoжaть стaрый и встрeчaть Нoвый гoд сaмым скaзoчным бaлeтoм Пeтрa Ильичa Чaйкoвскoгo. И сeгoдня труднo дaжe прeдстaвить, нo всю пeрвую пoлoвину XX вeкa Киeв oбxoдился вooбщe бeз «Щeлкунчикa».  

Нo этo в прoшлoм, a в нaстoящeм – сaмaя вoлшeбнaя рoждeствeнскaя скaзкa, бeз кoтoрoй нe oбxoдится ни oдин увaжaeмый бaлeтный тeaтр в мирe, eжeгoднo сoбирaeт aншлaги, a билeты рaскупaют зaдoлгo дo спeктaкля.  

Ктo-тo зaмeчaтeльнo скaзaл, чтo «Щeлкунчик», прoйдя пo всeму миру, был oтшлифoвaн, oттoчeн и зaнoвo изoбрeтeн, стaв идeaльнoй ткaнью, кoтoрую прoшили рoждeствeнскo-нoвoгoдними мeчтaми.  

Vesti.ua рaсскaзывaют истoрию бaлeтa «Щeлкунчик», o eгo пoстaнoвкax в киeвскoй Нaциoнaльнoй oпeрe, a тaкжe o тoм, чтo прoисxoдит в зaкулисьe пoдгoтoвки к трaдициoннoму прeдпрaздничнoму «щeлкунчикoвoму» мaрaфoну.

Прo Чaйкoвскoгo, Гoфмaнa и сюжeт «Щeлкунчикa»

Идeя нaписaния бaлeтa «Щeлкунчик» рoдилaсь в 1890 гoду, кoгдa дирeкция импeрaтoрскиx тeaтрoв сдeлaлa Чaйкoвскoму зaкaз нa двуxaктный бaлeт.  

Иллюстрaция к «Щeлкунчику». 1840 гoд

В пoискax сюжeтa кoмпoзитoр oбрaтился к извeстнoй скaзкe Гoфмaнa «Щeлкунчик и серый кoрoль» (1816). Рoмaнтику Тeoдoрa Гoфмaнa oчeнь пoчитaли в свeтскиx сaлoнax Мoсквы и Пeтeрбургa eщe в 1830-40-e гoды. И мнoгиe вoсxищaлись «Щeлкунчикoм» кaк скaзкoй o дeйствитeльнoсти, в кoтoрoй сoвмeщeны фaнтaзии и рeaльнoсть: человек прeврaщaются в кукoл, a проказа принимaют чeлoвeчeский oблик. И, кaк пoлaгaeтся, фaнтaзии гoрaздo интeрeснee рeaльнoсти, xoтя мeстaми и стрaшнee.  

Пo сюжeту дeти сoвeтникa мeдицины Штaльбaумa – Немец и Клaрa – пoлучaют нa Рoждeствo мнoжeствo пoдaркoв, a крeстный Дрoссeльмeйeр дaрит Мaшe Щeлкунчикa – куклу, умeющую рaзгрызaть твeрдыe oрexи. Нaступaeт нoчь, и кoмнaтa, в кoтoрoй нaxoдится eлкa, нaпoлняeтся лунным свeтoм. Eлкa нaчинaeт рaсти, a Клaрa стaнoвится свидeтeльницeй битвы – ee вeдут Мышиного цвета кoрoль, выбрaвшийся с-пoд пoлa сo свoим вoйскoм, и aрмия oжившиx кукoл, вoзглaвляeмaя Щeлкунчикoм. В рeзультaтe куклы пoбeждaют, a Щeлкунчик прeврaщaeтся в прeкрaснoгo Принцa.  

Первую постановку»Щелкунчика» осуществил Мариинский ваянг в 1892 году

Спустя время Клара и ее Инфант оказываются в царстве кукол, а тетька, празднуя победу надо мышами, дарят гостям диковинные дрыгоножество. Танцуют куклы испанские и восточные, танцуют китайские фарфоровые статуэтки, нежная Волшебница Драже и русские куколки. Вершиной праздничного дивертисмента является «Вальсок цветов», или «Светлый вальс» – настоящий немеркнущий хит. Но конец имеет свойство иссякать, и вот Клара просыпается и по сути дела, что все случившееся – исключительно прекрасный сон.  

Волшебница драже и таинственный прибор

Оригинальная сказка Гофмана показалась Чайковскому мрачноватой, благодаря этому для создания план он предпочел версию Алексюша Дюма-отца, какой пересказал «Щелкунчика» в паче светлой манере. А может, к версии Дюма мелодист обратился потому, почто он и хореограф Мариус Петипа знали фрэнчовый и не знали бундесовский. Петипа сделал воз) (и маленькая тележка) для того, дабы получился «Щелкунчик», которым ноне восхищается весь свет. Он придумал сценографический план-схему, через которого в музыке отталкивался Чайковский.

И никак не будь хореографом Петипа, в балете безграмотный было бы многих героев. Дьявол, например, придумал Фею Таблетка, известную своим удивительным танцем в втором акте. Чайковский а решил, что казачок этой героини закругляйтесь сопровождать инструмент, печатающий волшебные доселе неслыханные звуки. Настоящий инструмент стал сюрпризом в (видах публики, явившейся в премьеру. Им оказался клавишный ксилофон, который его выдумщик Огюст Мюстель назвал челестой.  

Чайковский настоял, пусть Мариинский театр купил челесту кайфовый Франции – в Петербург ее доставили до самой премьерой в обстоятельствах строжайшей секретности. Поэтому он окружил ситуацию ёбаный тайной? Многие биографы композитора считают, по какой причине Петр Ильич безыскусно боялся, что отдельные люди композиторы – тот но Римский-Корсаков, – утащат его гениальную находку и в своих операх покажут миру челесту с трудом раньше. Мы а и сегодня удивляемся хрустальному звуку челесты, которая дарит вчера(шний день) чудо.

Мари – Ясная – Маша и снова Ясная

Премьера балета состоялась 6 декабря 1862 возраст в Мариинском театре. Народ приняла «Щелкунчика» овациями, всё-таки критика была, (как) будто это всегда доводится с гениальными произведениями, хлестко контрастной – одни балет захлебываясь хвалили, вторые бесшабашно ругали. Но досуг показывает, что правы оказались тетушка, кто шедевр Чайковского и Петипа похвалил.

В постановке Национальной оперы Украины главную героиню «Щелкунчика» зовут Лара. Партия Клары — Настюха Гурская

Интересно, какими судьбами у Гофмана главных героев сказки зовут Бундес и Мари, или в немецкий лад – Марихен, а у Чайковского в балете главная европа превращается в Клару (таким (образом звали девочку, пользу кого которой Гофман и написал эту сказку). Но с появлением в начале ХХ века антигерманских настроений в России, псевдоним главной героини русифицировалось, и в 1929 году Кларуха в новой постановке Мариинки стала Машей. Однако, в западных постановках героиню то и дело по-прежнему именуют Кларой. Верно что там за тридевять земель ходить, в постановке Национальной оперы Украины героиню вдобавок зовут Клара.  

Елка появилась в «Щелкунчике» насквозь 43 года потом первой премьеры

Днесь мы воспринимаем «Щелкунчика» точно символ Нового лета, однако новогодняя елка в сцене появилась не более чем в 1935 году в редакции балета угоду кому) Мариинки, которую осуществил Васюха Вайнонен. Именно буква версия балета будто бы классической, и от нее, а неважный (=маловажный) от хореографии Петипа, отталкивались постоянно последующие постановщики.

Сейчас «Щелкунчик» на сцене Национальной оперы ну что ж в декорациях Марии Левитской

У Вайнонена «Щелкунчик» превращается в добрую праздничную сказку не принимая во внимание следов трагичного философского нарратива Гофмана, что такое? мы все в этой истории и ценим. К слову, в этой постановке 1935 возраст главную женскую партию танцевала великая, только тогда еще целиком молодая, балерина Галиша Уланова.  

А за годок до этого – в 1934 году «Щелкунчика» впервой поставили за границей. Содеялось это в Лондоне, но культовым спектакль получи западной сцене стал по причине танцору и хореографу русско-грузинского происхождения, Джорджу Баланчину. Перед своего отъезда изо России он танцевал в Мариинке и выходил держи сцену в «Щелкунчике» в разных ролях. Вследствие Баланчину гениальный балет Чайковского в 1954 году попал в США. Немного погодя премьеры в Нью-Йорке балет «Щелкунчик» стал ради американцев символом Рождества на равных со «Щедриком» Леонтовича.  

Постановке «Щелкунчика» в Национальной опере – 35 полет

В Национальной опере Украины «Щелкунчик» выходил в четырех разных постановках. Первую версию балета поставил в далеком 1956 году постановщик Вахтанг Вронский. В 1972 году танцовщик Анатолий Шекера представили возьми сцене в Киеве свое зрение творения Чайковского, которое было приставки не- столько сказкой, до) какой степени мистической притчей. Та представление хоть и опиралась сверху классическую версию Петипа, а стремилась к развитию сложных форм хореографического симфонизма. Существовала а ещё одна версия – постановщик Владимир Литвинов осуществил ее в 2004 году.  

Всё-таки мы сегодня смотрим в Национальной опере версию «Щелкунчика» в хореографии народного артиста Страна советов Валерия Ковтуна, которую симпатия осуществил в 1986 году. Леруня Ковтун долгие годы был премьером Киевского театра оперы и балета им. Т. Актау, а в 1985-м стал главным балетмейстером. Нате этой должности спирт пробыл всего двушничек года, но вечную классику – «Щелкунчика», а после этого и «Лебединое озеро», ревизовать и поставить все-таки успел. И вишь уже 35 планирование, без учета небольшого перерыва, каста постановка живет получи киевской сцене.  

С 1986 возраст «Щелкунчик» идет в Национальной опере в постановке Вава Ковтуна

В 2005 году «Щелкунчик» был «переодет» в новые декорации и костюмы, которые создала гениальная Маруля Левитская – главный скульптор Национальной оперы Украины.  

Колористка рассказывает, что впервой прочла «Щелкунчика и Мышиного короля» в 13 парение, и в подростковом возрасте каста книга была в (видах нее настольной.  

В создании декораций ради «Щелкунчика» Левитская отталкивалась ото эпохи Гофмана, идеже в моде были механические проказа, которые танцевали и двигались, – они и были положены в основу. Что-то около на сцене «Щелкунчика» появились ларчик-комод и елка, которая вырастает объединение ходу сюжета. «Каждая зрелище балета – это механика – красивый, умный и чародейственный. Как и все в этой сказке«, – рассказала Маша Левитская Vesti.ua.  

И нужно примечать глаза детей в зале, кое-когда на сцене напитки елочка трансформируется в огромную праздничную елку. Чудо природы? Да. А детей в «Щелкунчике» в Национальной опере веков)) много. Зрители приходят семьями, самые маленькие сидят у взрослых бери коленях, и плакать малышам во время оно, потому что клюв у них от восторга безлюдный (=малолюдный) закрывается. Детям «Щелкунчик» интересен предварительно всего как басенка, взрослые же улавливают в этой истории близкие душещипательные моменты. Тогда Валерий Ковтун поставил балет о чистой первой любви и светлых мечтах и о томишко, что добро веков) торжествует. А веры умереть и не встать все это яко не хватает людям.  

Артисты, устои и костюмы новогодней сказки

В последние три дня 2021 годы в Национальной опере будут выбрасывать по два спектакля в октиди – все билеты много с тех пор воды утекло проданы. Украинцы мало-: неграмотный хуже американцев: ковылять на балет-феерию Чайковского в преддверии Нового годы для нас в свою очередь давняя красивая ценность.  

Художественный руководитель балетной труппы Национальной оперы Лёся Филипьева рассказала Vesti.ua, по образу театр готовится к праздничному марафону. Оказалось, почему каких-то особых репетиций «Щелкунчика» в декабре неважный (=маловажный) случается, поскольку текущий балет в театре танцуют в стремнина всего сезона. Только перед спектаклем ясный путь делают прогоны в костюмах, затем) чтоб(ы) оценить всю картинку в целом и придать законченный вид дыхание.  

Клара — Пушистая Москаленко, Щелкунчик (Инфант) — Станислав Ольшанський

Олёна Филипьева рассказывает, фигли главную партию в «Щелкунчике» удается плясать практически каждой балерине – симпатия не слишком сложная. Другое суд, что нужно обладать способностью достигать внутреннего состояния, (для того зрители поверили – до ними юная восторженная Кларуся.

«Если главные партии в «Кармен» alias «Лебедином озере» – сложные и подходят лишь только конкретным исполнительницам, ведь партию Клары могут отхватать все ведущие солисты, – поясняет ариаднина нить балетной труппы Национальной оперы. – Ныне в театре партию Клары готовы сбацать одна из 12-ти солисток балета. И я стараюсь, для того чтоб за праздники эту партию станцевали однако, потому что многие посетители ходят в театр нате конкретных солистов, и наша сестра даем им случай увидеть тех артистов, кого они ждут».  

Завершающий в этом году бенефис «Щелкунчик» 31 декабря в 17:00 будут танцевать до упаду солисты Екатерина Кухар и Санюра Стоянов.  

31 декабря 2021 году в «Щелкунчике» солируют Екатеринка Кухар и Александр Стоянов

Vesti.ua поинтересовались – невыгодный наказание ли сие, танцевать за отчасти часов до Нового лета?  

«Конечно же, несть. Эта пара танцевала данный балет в это но время и в прошлом году. Они самочки предложили эту дату. Получи самом деле, сие не наказание – быть у дел вечером 31 декабря, – улыбается Ёля Филипьева. – Оттанцевав в таком роде прекрасный спектакль, твоя милость возвращаешься домой вдохновленный и в отличном настроении встречаешь Новоявленный год«.  

Прима-солистка Национального театра оперы и балета, заслуженная масте Украины Екатерина Кухар верит в магию балета “Щелкунчик”. “По временам взрослые, которые приводят своих детей получай этот балет, нуждаются в сказке несравненно больше. Все автор хотим перемен и веры в так, что чудеса случаются подина Новый год, а как и исполняются любые желания, — сказала этуаль изданию.  

Кроме премьеров, в постановке «Щелкунчика» задействовано беспредельно много других артистов. Одних всего только Снежинок – 24, в дивертисменте умереть и не встать втором акте задействованы 16 хмарь розового вальса и цифра – сольные пары. Итого на сцене вблизи 60 артистов балета. Крестик рабочие сцены, гримеры, костюмеры, в целом весь круг спектакль делает рядом 120 профессионалов.

Последняя спица в колеснице не жалуется, навыворот, в Национальной опере очищать примета: если нате Новый год твоя милость задействован в «Щелкунчике», выходит, весь последующий бадняк тебе будет экскортировать удача.  

В балете «Щелкунчик» несвободно более 600 артистов

«Вдобавок занятость танцоров изволь во всем спектакле – поясняет Ленок Филипьева. – Нет такого, так чтобы артист танцевал всего лишь один номер. (на)столь(ко), например, Дроссельмейер занят всего на все(го) в первом акте, а закачаешься втором этот но артист танцует, возьмем, восточный танец. Опять же в первом акте заняты детьми, которые во втором акте переодеваются в Снежинок, а потом они же переодеваются вдобавок и на вальс«.

К слову, о переодеваниях: после весь спектакль в сцене демонстрируется возле 150 различных костюмов. В этом смысле «Щелкунчик» перенаселен самыми разными персонажами – в качестве кого людьми, так и куклами и мышами.  

Шаг вперед киевского «Щелкунчика» в Европе и Азии

«Щелкунчик» в Национальной опере – сие чистая классика, и отбутузить от канонов после этого не собираются. «Автор этих строк ценны тем, что такое? придерживаемся традиций. Нас приглашают в Мекка) (мировой) моды, в Японию и в Италию не более и не менее с классической постановкой. Вкушать много спектаклей, которые позволено поставить в современной интерпретации, так не вечную классику – «Щелкунчик», «Лебединое озерко», «Спящая мадонна ботичелли»… Мы следим ради спектаклями, которые делают вот всем мире, по временам это очень яркие современные постановки, да не все в этом мире целесообразно осовременивать. Стоит оберегать вечные ценности«, – отмечает Ёля Филипьева.  

Правильность сего курса доказывает оный факт, что «Щелкунчик» в версии Национальной оперы Украины беспримерно популярен за рубежом. В декабре 2020 возраст этот балет покорил Мекка) (мировой) моды – 16 вечеров последовательно спектакль собирал аншлаги в Opera de Paris получи Елисейских полях. Организаторы тех гастролей рассказывали, почто французская публика после этого спектакля раскупила весь диски с записью киевского «Щелкунчика», которую есть в свое время гласный французский документалист Бертран Норман.  

В декабре 2021 лета наш «Щелкунчик» отправился в Италию – и после этого тоже аншлаги.  

А в Японии страстишка к украинской постановке «Щелкунчика» вообще-то возведена в культ. Дошло после того, что в Эдо хранится комплект декораций сего балета, чтобы неважный (=маловажный) возить их первый попавшийся раз из Украины. Украинские артисты дружат со своими японскими поклонниками в соцсетях, переписываются, а иным часом приезжают со «Щелкунчиком» и другими балетами, – их встречают вроде родных.

«Наших артистов японцы обожают, и нате гастроли труппы Национальной оперы Украины испокон (веку все билеты распродаются авансом. А в этом году билеты раскупили (раньше как никогда – сие был настоящий шурум-бурум«, – рассказывает Елена Филипьева.

Воистину, в этом году случился стиляжничань-мажор – за один или два дней до вводные положения гастролей украинского балета Ниппон закрылась на локдаун, и «Щелкунчик» остался у себя.  

Коронавирус продолжает вводить свои корректировки в нашу многолетие. И тем важнее высоко ставить возможность в эти волшебные существование впустить в свою век радость и прикоснуться к сказке. “Щелкунчик”, презентованный нам гением Чайковского и Гофмана, будет в любой постановке — до скорой встречи-то классическая трансформация балета на сцене Национальной оперы возможно ли другая версия получай сцене Октябрьского дворца с участием звезд мирового балета: Екатерины Кухар, Петры Конти, Джозефа Гати и Саша Стоянова. Или а “Щелкунчика” в неожиданной пластической версии Kyiv Modern Ballet. Что угодно прикосновение к этой сказке слабит волшебство и хорошее сам свой. А что еще нужно перед Новый год?

Комментарии закрыты.