Экспертное сообщество считает, что вопрос об индексации акцизов необходимо обсуждать с производителями продукции

01.12.2016
от

Мaрия Шувaлoвa

Прeзидeнт РФ Влaдимир Путин пoдписaл вчeрa (30 нoября) зaкoн o внeсeнии в Нaлoгoвый кoдeкс измeнeний, нaпрaвлeнныx нa рeaлизaцию oснoвныx нaпрaвлeний нaлoгoвoй пoлитики нa ближaйшиe три гoдa (Фeдeрaльный зaкoн oт 30 нoября 2016 г. № 401-ФЗ; дaлee – Зaкoн № 401-ФЗ). Дoкумeнт прeдусмaтривaeт, в чaстнoсти, увeличeниe стaвoк aкцизoв нa тaбaчную и aлкoгoльную прoдукцию.

Тaк, стaвкa aкцизa нa всe виды тaбaкa, зa исключeниeм сырья для прoизвoдствa тaбaчнoй прoдукции, сoстaвит 2520 руб. зa 1 кг в 2017 гoду, 2772 руб. и 3050 руб. в 2018 и 2019 гoдax сooтвeтствeннo. Сoглaснo дeйствующeй пoкa рeдaкции кoдeксa дaннaя стaвкa в слeдующeм гoду дoлжнa былa сoстaвить 2200 руб. (п. 1 ст. 193 НК РФ). Нaлoгoвaя стaвкa нa сигaрeты и пaпирoсы в 2017 гoду будeт рaвняться 1562 руб. зa 1000 штук + 14,5% рaсчeтнoй стoимoсти, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 2123 руб. (вместо предполагавшихся 1420 руб. за 1000 штук + 13% расчетной стоимости, исчисляемой исходя из максимальной розничной цены, но не менее 1930 руб.), а в 2018 и 2019 годах будет увеличиваться на 10% по сравнению с предыдущим годом.

Кроме того, к подакцизным товарам с 1 января 2017 года будут относиться табачные изделия, предназначенные для потребления путем нагревания, причем ставка на них составит 4800 руб. за 1 кг в 2017 году, 4992 руб. и 5192 руб. в 2018 и 2019 годах соответственно. Стоит отметить, что такую ставку предлагалось применять ко всем видам табака, но ко второму чтению законопроекта1, на основании которого принят Закон № 401-ФЗ, она была снижена для трубочного, курительного, жевательного, сосательного, нюхательного и кальянного табака до указанного выше размера. Также с нового года подакцизными товарами становятся электронные системы доставки никотина, в том числе электронные сигареты, и никотинсодержащие жидкости, использующиеся для их заправки.

Главной целью индексации ставок акцизов и расширения списка подакцизных товаров является увеличение доходов бюджета, соответственно проект закона о федеральном бюджете на соответствующий период разрабатывается с учетом таких повышенных ставок. Однако всесторонняя экспертная оценка предлагаемых изменений с целью выявления последствий индексации акцизов для производителей, инвесторов и потребителей проведена не была, отметила член Комитета Совета Федерации по бюджету и финансовым рынкам Елена Перминова в ходе прошедшего вчера в пресс-центре «Парламентской газеты» круглого стола «Законодательное регулирование табачной и алкогольной отраслей в России». Это связано с тем, что проект основных направлений налоговой политики и сам проект закона о федеральном бюджете на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов2 были представлены Правительством РФ Федеральному Собранию РФ в очень короткий временной промежуток.

Результатом таких непросчитанных решений станет расширение серого сегмента табачного рынка и, как следствие, не увеличение размера налоговых поступлений в бюджет, а выпадение его доходов, как это было ранее с алкогольной продукцией, уверен генеральный директор Центра политической информации Алексей Мухин.

Тем не менее проблему увеличения объемов контрафактного алкоголя удалось решить путем введения системы учета объема производства и оборота алкогольной продукции – ЕГАИС. Так, по данным Счетной палаты РФ, сумма поступлений в бюджет от акцизов на алкоголь за первое полугодие 2016 года увеличилась на 26%. В связи с этим эксперты предлагают ускорить обсуждение вопроса о возможности введения аналогичной системы в области реализации табачной продукции. Тем более, что сами ее производители не против, так как данная мера позволит им защитить свой рынок от контрафакта, в том числе из стан Таможенного союза, подчеркнул первый заместитель председателя Комитета Госдумы по бюджету и налогам Сергей Катасонов.

Обсуждение предполагаемой индексации акцизов с экспертным и бизнес-сообществом помогло бы избежать и определенной нелогичности в новых размерах ставок, отметил в свою очередь руководитель аналитической группы Комиссии Общественной палаты РФ по развитию реального сектора экономики Максим Довгялло. Так, наиболее высокая ставка акциза среди вин предусмотрена Законом № 401-ФЗ для игристых вин – 36 руб. за литр, тогда как для других она составит 18 руб. за литр (против установленных сейчас 13 руб. и 9 руб. за литр соответственно). При этом производство игристого вина – более дорогой процесс, связанный с большими издержками инвестора, и такая существенная разница в налоге приведет к перенаправлению инвестиций на производство более дешевого алкоголя, что не может не отразиться и на здоровье граждан, уверен эксперт. Кроме того, доля производства шампанского составляет менее половины в общем объеме производства вина, и существенно увеличить поступления в бюджет за счет такого повышения акциза на него вряд ли получится, подчеркнул он.

В то же время бизнес-сообщество со своей стороны также должно занять более активную позицию и оценивать на стадии обсуждения нововведений риски от их реализации не только для конкретного предприятия, а для отрасли в целом, подчеркнул Максим Довгялло. Соответствующие аналитические материалы следует направлять в том числе в ОП РФ, которая наделена полномочиями направлять заключения по законопроектам в Госдуму, Совет Федерации и Администрацию Президента РФ.

Комментарии закрыты.