Московских окон негасимый цвет

17.09.2016
от

Типoгрaфия Лeвeнсoнa
Oднa из лучшиx типoгрaфий (кaк иx тoгдa нaзывaли — «скoрoпeчaтeн») Рoссийскoй импeрии рaньшe рaбoтaлa в дoмe Кoрoвинa нa Пeтрoвкe. Дoм был сдaн ужe к 1902 гoду, и срaзу жe стaл мeстнoй дoстoпримeчaтeльнoстью. В eгo стeнax в рaзнoe врeмя рaспoлaгaлись: Нaркoмaт пo инoстрaнным дeлaм, Гoсиздaт, Всeсoюзнoe Oбщeствo культурныx связeй с зaгрaницeй, Псиxoaнaлитичeский институт — пoкa в 1931 гoду дoм нe пeрeдaли Мaксиму Гoрькoму в кaчeствe свoeoбрaзнoгo пoдaркa oт Стaлинa. В тe врeмeнa aрку, сдeлaнную при Кeкушeвe, зaлoжили и сдeлaли вxoд в здaниe, нo вo врeмя рeстaврaции в 2000-x годах раскрыли арку обратно. Примерно с 1907 года складывается впечатление, что он перестал принимать какие-либо заказы, лишь время от времени, помещая в журналах фотографии своих старых работ. Внутреннее убранство также повторяет природные мотивы. Первый этаж этого дома арендовал купец Грязнов для чайного магазина, два верхних этажа сдавались внаем, а Кекушевы жили в соседнем здании. На закомарах (сводах) церкви укреплены изразцы с невиданными цветами в вазах, птицами в окружении маргариток и то ли кистями винограда, то ли ягодами малины-переростка. Но не меньше в столице зданий, в украшениях которых используются растительные узоры. Например, одна из колонн украшена лилиями, между которых снуют саламандры. Но главной темой интерьера является подводный мир: чего строит только главная лестница, перила которой напоминают мраморные волны, и над которой возвышается светильник-медуза (если смотреть на медузу сверху, то она уже больше похожа на черепаху). Пятью годами ранее Моссовет собирался снести старинную шатровую колокольню церкви, чтобы расширить тротуар. Он украшен лепными вставками в виде листьев и плодов каштана — символа целомудрия. Основание угловой башни было украшено лепным орнаментом чертополоха — растительным мотивом, распространенным в те годы в Лотарингии, в частности, в городе Нанси. Именно в этом здании увидели свет первый сборник рассказов Чехова «Сказки Мельпомены», первые поэтические сборники Марины Цветаевой, книги Ивана Бунина. Но главная изюминка этого здания — необычные барельефы, выполненные художественной артелью «Мурава» по эскизам Сергея Вашкова. Ткачи-хамовники получали участки земли при условии, что каждый двор выполнит свой норматив для царских нужд. Там же и отметили двадцатилетие типографии. Но не потому, что они отличались особой грубостью в общении, а потому что производили недорогую шелковую ткань «хамьян». Нет ни одной честной линии, ни одного прямого угла. В здание в Трехпрудном переулке типография переехала в 1900 году. Стены московского здания украсили звери, которые могли бы стать звездами паблика «Страдающее Средневековье», и невиданные растения. И цветы на этих домах не завянут с наступлением осени. Иконы оттуда передали в Третьяковскую галерею. И это куда больше, чем грамматический каламбур. Каменному храму предшествовал деревянный, первое упоминание о котором датируется 1625-м годом. Впрочем, в их очертаниях все же можно угадать тюльпаны, ели, пальмы и плющ. Церковь была возведена на месте древней деревянной церкви, построенной еще прадедом Ивана Грозного, Василием Темным. Оба здания были записаны на его жену — Анну Кекушеву. Богато украшена чугунными цветами решетка на северном крыльце. Теперь покрашена, залакирована и оттого еще бестыжее», — писал Корней Чуковский в своем дневнике об этом здании. Построить особняк он поручил архитектору Федору Шехтелю, на чьем счету, в том числе, и здание Ярославского вокзала, и с десяток особняков в стиле модерн в Москве. Изысканные интерьеры не пришлись по вкусу писателю из народа, Горький не раз говорил о своем доме: «Величаво, грандиозно, улыбнуться не на что». Вашковым, которого имя займет в истории нашего церковного благолепия одно из почетнейших мест, быть может, наряду с Андреем Рублевым и Симоном Ушаковым». На витражах, выполненных по рисункам Шехтеля, можно увидеть сосны и уходящие вдаль поля. Доходный дом церкви Троицы на Грязех
«Дом со зверями» — не только одно из немногих зданий в Москве, имеющих собственное «имя», но и в принципе самое заметное строение в районе Чистых прудов. В 2000-е годы из одного окна сделали дверь, пристроив к ней громоздкое крыльцо, стилизованное под модерн. После революции типография была национализирована. Остальные колокола (включая главный 300-пудовый) были утеряны в 30-е годы ХХ века. «Решено было приобрести в центральной части Москвы место, и на нем — выстроить специальное здание для типографии и ее мастерских. «Родовые гнезда не продаются»

В городе, где коренным жителем может называть себя каждый четвертый, где лишь каждый третий живет на одном месте больше тридцати лет, словосочетание… →

6

Судьба самого Кекушева после разрыва с любимой женой была печальна. Уже после того, как строительство здания было начато, Шехтель побывал в Париже, на Всемирной выставке, где проникся идеями ар-нуво и попытался добавить элементы этого стиля хотя бы в интерьерах. Изразцы с рисунком «павлинье око» напоминают о распустившихся кувшинках, ромашках и ветвях экзотических деревьев. От других повинностей и служб жители Хамовнической слободы были освобождены, а за свой труд они получали денежное и хлебное жалование. Новости smi2.ru

Читайте также

«Драматургия Александра Гельмана будет востребована»

Выставка российского импортозамещения

«Свобода без вседозволенности — наш фирменный стиль»

Стреляющие свадьбы вернулись в Москву

Гайдар шагает без России

Новости СМИ2

Церковь Григория Неокесарийского
Узорчатые стены храма на Большой Полянке заметны издалека. На урожденной Болотовой, дочери провинциального дворянина из Кременчуга, он женился в 1897 году, будучи уже заслуженным и состоятельным мастером. Еще до того, как писатель вернулся из Италии, до него стали доходить слухи, что «для Горького готовят то ли дворец, то ли Храм Христа на берегу Москвы-реки», и
он писал в Россию гневные письма с требованием: «Вопрос о вселении моем во дворцы не решать до моего приезда!». «После 1912 судьба мастера обрела загадочный и, возможно, трагический оттенок. В честь Николая Чудотворца — потому что ткачи считали святителя Николая, архиепископа Мир Ликийского, своим покровителем. Все испакощено похабными загогулинами, бездарными наглыми кривулями. Как у Мандельштама: «Кому запах… →

Построен этот дом был в 1908-1909 годах и изначально был четырехэтажным. Скромное обоняние столичной буржуазии

На вопрос — чем пахнет Москва — с ходу и не ответишь. Снаружи дом украшен мозаичным фризом с сиреневыми орхидеями и ирисами на голубом фоне. В 1909 году архиепископ Антоний говорил: «Господь сжалился над нами, любителями церковного благолепия: древнее вдохновенное творчество священных предметов восстановлено новым художником С. — Издали оно [новое здание] красиво выступает своими легкими линиями, высокой шатровой крышей и остроконечиями своих башенок». «А» означает «Анна» — имя жены Кекушева, которой дом достался после развода, а «С», предположительно, соответствует имени Сергея Астахова, следующего хозяина дома. элементарных условий всякого успешного труда». По его приказу, во время бушевавшего пожара французские солдаты ведрами носили воду и поливали церковь, чтобы уберечь ее от огня. Впрочем, сам Шехтель к своему творению относился скептически и с юмором писал Антону Чехову:
«…построил избушку непотребной архитектуры, которую извозчики принимают то ли за кирку, то ли за синагогу». Домами с атлантами, кариатидами и другими мифическими существами в Москве мало кого удивишь. Увидеть, как «дом со зверями» выглядел до реконструкции, можно, например, в фильме «Подкидыш» — именно из подъезда этого дома выходит девочка Наташа. Впрочем, оригинальность дома оценили далеко не все. Москву он увидел недалеко от дворов стрельцов, в полях за чертой города (позднее эти поля стали Большой Полянкой). Историк архитектуры Мария Нащокина писала, что с середины 1900-х годов в творчестве архитектора наступил глубокий кризис. Церковь Николая Чудотворца в Хамовниках
Этот храм находится на улице Льва Толстого, недалеко от метро «Парк культуры». При создании барельефов Вашков вдохновлялся узорами Дмитриевского собора во Владимире. Столичные штучки

Почти двести лет назад Гоголь писал: «Москва — женского рода, Петербург — мужского». По бокам его украшали шатровые башни, на крыше находилась красивейшая кованая ограда. По сравнению со многими другими зданиями в стиле модерн, этот особняк кажется довольно скромным. Часть критиков считают, что после надстройки дом стал более тяжеловесным, а некоторые, напротив, отмечают, что верхние этажи уравновесили избыточный декор и сделали здание более гармоничным. Сейчас в особняке находится дом-музей писателя. В 1677 году уже каменная церковь, построенная на личные средства ткачей, была названа полным именем «Николая Чудотворца у митрополичьих конюшен». Он смягчает некоторую строгость и сумрачность средневекового зодчества, и поэтому впечатление от фасада нового здания скорее веселое, без малейшей вычурности, на которую так падок «новый стиль», — писали о типографии Левенсона. (…) Попытки наладить семейные отношения остались безуспешными. Из этой ткани делали столовое белье для государева семейства, а, например, ткань для нательного белья монархов изготавливались в другом московском районе, Кадашах. Основным требованием к новому зданию была его максимальная функциональность, но при этом эстетический аспект также должен был быть учтен:
«Нельзя требовать от мастера и рабочего безукоризненного исполнения репродукции, если им приходится работать при отсутствии чистого воздуха,
достаточного света и т.п. В 1812 году внутреннее убранство церкви серьезно пострадало, но к 1849 году его восстановили. Но даже перестроенные после пожара помещения перестали вмещать всех рабочих. И даже древние закладные доски, вмонтированные в стену, обрамлены вьющимися резными растениями. Он считается учеником Васнецова, хотя на самом деле никогда не учился у художника. В советское время в здании размещалось учреждение для лечения кожных болезней, и коммунальные квартиры. «Здание, хотя и выстроено во вкусе средневековых сооружений, но в его наружной отделке чувствуется так называемый «Новый стиль». «Газета.Ru» рассказывает историю шести наиболее интересных «цветущих» зданий города. По преданию, пока князь был в татарском плену, он дал обет: если вернется в Москву, то построит храм на том месте, откуда увидит город, и посвятит тому святому, которого будут чествовать в этот день. Одним из известных прихожан этой церкви был Лев Толстой. Каштаны обрамляют вензель владельцев дома — две монограммы в виде литер «А» и «С». Его последние, известные нам проекты датированы 1912 годом, — пишет Нащокина. Впоследствии именно такой компромиссный способ расширения площади для пешеходов был включен в Генплан Москвы 1935 года. В… →

После 1917 года особняк был национализирован. В 1913 году часть особняка арендовал доктор Бакунин для своей клиники. Там, в частности, скончался патриарх Тихон, который в свое время предал большевиков анафеме. Так, колокольню украшают плиточки с колокольчиками и лилиями, на которые взирают миниатюрные херувимы. В 1922 году в этом здании был проведен сбор первого пионерского отряда. «Самый гадкий образец декадентского стиля. При этом пропал ряд верхних барельефов над окнами четвертого этажа, дом также лишился балконов второго этажа и филигранно выполненных ворот. В 1945 году дом был надстроен еще двумя этажами. Часть комнат в доме предоставляли в безвозмездное пользование нуждающимся прихожанам церкви Святой Троицы на Грязех (храм сохранился до наших дней, он находится на соседней Покровке), а часть квартир сдавали за деньги. Перепланировки его также не коснулись: только при создании Комсомольского проспекта и расширении соседней улицы ограду церкви передвинули поближе к храму. Особенно летом, когда пахнет она решительно всем. Такое место и было приобретено в Трехпрудном переулке, против Мамоновского переулка, выводящего к Тверской улице», — говорится в историческом очерке о типографии, выпущенном в 1903 году. Это не осталось незамеченным представителями высшего духовенства. Царь Алексей Михайлович приказал стены храма «прописать суриком в кирпич», «стрелки у шатра перевить», «и расписать бирюзой и белилами». Деревянная церковь сгорела, и в XVII веке началось строительство нового храма, причем камень для него привезли оттуда же, откуда брали материал для строительства стен московского Кремля при Дмитрии Донском или для первого храма Христа Спасителя. Как отмечали сами сотрудники типографии, «все постройки, отделка здания и оборудование всех мастерских и других помещений были закончены с поразительной быстротой, в течение всего нескольких месяцев». А конюшни тут притом, что до начала XVI века Хамовники считались загородной территорией и представляли собой обширные луга для выпаса лошадей. Конец оказался достаточно банальным — не сладив с этой внутренней катастрофой, архитектор прибегнул к традиционному русскому способу забыться, который погубил столько отечественных талантов». Доходный дом Кекушевой
Зеленый особняк на Остоженке был построен архитектором Львом Кекушевым в 1901-1903 годах, по соседству с еще одним собственным домом. Изразцы его работы, в частности, также украшают Ново-Иерусалимский монастырь. Лестница, потолки, окна — всюду эта мерзкая пошлятина. Товарищество остановилось на проекте архитектора Федора Шехтеля, который давно сотрудничал с типографией во времена своей работы театральным художников и иллюстратором книг. Все время, включая эпоху советской власти, храм не закрывался и продолжал работать. Этот стиль (…) вполне соответствует постройке, предназначенной служить искусству, созданному средневековым гением. Построена церковь была в XVII веке в слободе царских ткачей, которых также называли хамовниками. Ох уж эти сказочники

В Москве на Болотной площади открылся парк «Урбантино», где можно посмотреть драйв-шоу «Буратино» в постановке Ильи Авербуха. Изготовление девяти тысяч изразцов было поручено мастеру Степану Иванову по прозвищу Полубес, который считается белорусским мастером, но в те времена белорусами называли православных выходцев из Великого княжества Литовского. Несмотря на, мягко говоря, не самые простые для религиозных сооружений времена, колокольню удалось отстоять — только в нижнем ярусе пробили сквозной проход. Представление поставлено… →

Храм Григория Неокесарийского был закрыт в конце 1935 года. За создание и роспись только первой партии изразцов мастерам полагалось немаленькое вознаграждение из царской казны: «1668 года октября в 24 день, по указу великого государя подряжены ценинных дел мастера Степашко Иванов с товарищи к церковному строению церкви Григория Неокессарийского сделать две тысячи образцов разных поясовых ценинных в длину осми вершков и больше и меньше, а поперек семи вершков… В 1992 году на колокольню был возвращен 108-пудовый колокол — единственный сохранившийся из первоначального колокольного набора 1686 года, второй по весу. Шатровая колокольня считается одной из самых высоких в столице. И. Туристы называют ее «московской Пизанской башней», поскольку она имеет небольшой наклон. Архитектура комплекса напоминает корабль, эта схема строительства была типична для православных храмов второй половины XVII века. Кирпичный храм отделан белым камнем и различными изразцами. Особняк Рябушинского
Невероятной красоты здание на Малой Никитской было заказано банкиром и фабрикантом Степаном Рябушинским, который, кстати, впоследствии стал инициатором и создателем первого в России автомобильного завода АМО (далее известного как ЗИЛ). — Представлялось, что
объяснение этому могло быть только одно — архитектор заболел, возможно, заболел психически, о чем не принято сообщать в печати по этическим соображениям. А вот практику у Фаберже в 1900-м году проходил, и, как можно судить по дальнейшим работам, весьма успешно. Как это часто бывало в Москве тех времен, он сгорел. В 1812 году, как свидетельствуют исторические хроники,
Наполеон, очарованный красотой храма, сокрушался, что не может «поставить ее на ладонь и перенести в Париж». А дать им от ста образцов по десяти рублев и наперед сто рублев». Типография прекратила свое существование в 1924 году. Достаточно сказать, что как минимум три издательские фирмы в 1903-1905 годах производили открытки с изображением усадьбы Рябушинских. В воспоминаниях Анастасии Цветаевой есть место, где юные барышни морочат голову молодому человеку, показывая в окно типографию и рассказывая, что в этом доме живет их дед, барон, и они ездят к нему в карете с гербами.

Комментарии закрыты.