Новая система обращения с ТКО должна заработать в полной мере к 2019 году

12.12.2016
от

Мaрия Шувaлoвa

Бoльшинствo пoдзaкoнныx нoрмaтивныx aктoв, кoтoрыe нeoбxoдимы для рeaлизaции измeнeний, внeсeнныx в рeгулирующee пoрядoк oбрaщeния с oтxoдaми прoизвoдствa и пoтрeблeния зaкoнoдaтeльствo (Фeдeрaльный зaкoн oт 29 дeкaбря 2014 г. № 458-ФЗ; дaлee – Зaкoн № 458-ФЗ), ужe приняты. В чaстнoсти:

  • Прaвилa oбрaщeния с твeрдыми кoммунaльными oтxoдaми (утв. пoстaнoвлeниeм Прaвитeльствa РФ oт 12 нoября 2016 г. № 1156);
  • Правила проведения уполномоченными органами исполнительной власти субъектов РФ конкурсного отбора региональных операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 5 сентября 2016 г. № 881);
  • Правила коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов (утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2016 г. № 505);
  • Основы ценообразования в области обращения с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 30 мая 2016 г. № 484);
  • Требования к составу и содержанию территориальных схем обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами (утв. постановлением Правительства РФ от 16 марта 2016 г. № 197) и др.

Однако регионы пока не успевают на практике внедрять нововведения в предусмотренные законодательством сроки. Так, территориальные схемы, которые должны были быть приняты в каждом регионе до 26 сентября текущего года (ч. 5 ст. 23 Закона № 458-ФЗ), на сегодняшний день утверждены только в 65 субъектах РФ, сообщил заместитель Министра строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ Андрей Чибис в ходе организованной газетой «Ведомости» конференции «Управление отходами: захоронить нельзя переработать», состоявшейся 7 декабря. Соответственно, не определены и региональные операторы, которые по новым правилам непосредственно отвечают за сбор, накопление, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание и размещение отходов (ст. 24. 6 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; далее – закон об отходах производства и потребления). «Поэтому принято решение, что эту реформу нужно запускать поэтапно. Предельный срок – 2019 год», – подчеркнул заместитель министра.

Как отметил Андрей Чибис, реформа поможет решить две важнейшие проблемы: образование нелегальных свалок и вывоз мусора из малонаселенных пунктов. В настоящее время управляющие компании многоквартирных домов (МКД) платят перевозчикам за фактический увоз мусора, и в эту плату включена стоимость услуг полигона. В результате вместо того, чтобы отвозить отходы на легальные полигоны и платить им за размещение, перевозчики везут их либо на нелегальные полигоны (по более низким тарифам), либо «в ближайший овраг». По новым правилам перевозчики, с которыми региональный оператор заключит договоры, будут получать деньги только после доставки отходов в надлежащее место переработки или хранения. Таким образом, появится гарантия и для инвесторов, которые смогут направлять средства на создание новых мощностей: современных полигонов, сортировочных станций и т. д., зная, что отходы туда точно поступят.

Проблема вывоза мусора с экономически не эффективных территорий связана с тем, что в таких муниципальных образованиях, как, например, сельские поселения, нет собственных мест размещения и захоронения отходов, а обязанности населения платить за вывоз мусора не установлено, поэтому перевозчиков привлечь туда крайне сложно, подчеркнул Андрей Чибис. Теперь же региональный оператор в течение месяца с момента получения этого статуса обязан будет направить по всем адресам МКД, жилых домов, юрлиц предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с ТКО (п. 6 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами).

Несоответствие статистических данных о размещенных на полигонах отходах и реальных объемах мусора создает сложность для разработки грамотных территориальных схем, отметил Министр экологии и природопользования Московской области Александр Коган. По его словам, ежегодно из Москвы и области вывозится 8,4 млн тонн отходов, а размещается на официальных полигонах примерно 3,8 млн тонн. Таким образом, оборот серого рынка нелегальных полигонов составляет около 8 млрд руб. При этом сортируется и используется во вторичном обороте только 5% отходов. Если ситуация останется такой же, то через 20 лет объем свалок достигнет 200 млн тонн (в Подмосковье захоранивается 20% всего мусора в России), подчеркнул министр. Поэтому территориальная схема региона предусматривает необходимость переработки не менее 50% вывозимых отходов, и такого показателя региональный оператор, с которым заключат контракт, должен будет достичь за пять лет.

По оценкам министерства, реформа обойдется Подмосковью в 150 млрд руб. Однако устанавливать высокие тарифы для населения недопустимо, поэтому нужно искать альтернативные источники финансирования. В частности, предлагается ввести так называемый зеленый тариф, предполагающий продажу электроэнергии, вырабатываемой при переработке отходов. Рост же тарифа на жилищно-коммунальные услуги для граждан составит не больше 6%, заключил Александр Коган.

Комментарии закрыты.