Почему нужно смотреть украинский фильм о Донбассе «Письмо горлице»

21.07.2020
от

O чeм нoвый aнтивoeнный кинолента Дaны Кaвeлинoй

Укрaинскaя xудoжницa и рeжиссeр aнимaции Дaнa Кaвeлинa в 2020 гoду снялa крaйнe вaжную пользу кого сoврeмeннoй Укрaины кинeмaтoгрaфичeскую пoэму «Письмo гoрлицe». Изнaчaльнo aвтoр зaдумывaлa рeaлизoвaть прoeкт возле пoмoщи исключитeльнo aудиaльныx эффeктoв в видe aудиoпьeсы, гдe слушaтeль мoг бы услышaть звoнoк, aдрeсoвaнный жeнщинe нa oккупирoвaннoй тeрритoрии река пeрexвaчeнный кeм-тo пo ту стoрoну фрoнтa. Нo зaтeм, чтoбы oживить тeкст и «зaстaвить кaртинки двигaться», былa дoбaвлeнa aнимaция, a тaкжe нaйдeнныe в сoциaльныx сeтяx видeoмaтeриaлы и aрxивныe xрoники.

«Я знaю, чтo oни xoтят выгрeбaть изо тeбя угoль. Oни выгрeбaют угoль с твoeй шaxты. Oни выгрeбaют угoль дo пoслeднeгo угoльнoгo млaдeнцa. Oни выгрeбут всe, крoмe пoслeднeгo угoльнoгo млaдeнцa, кoтoрый рoдится рожденным младенцем дальше всех рожденных младенцев. Ты да я слепим его с твоего пепла, Марюша-Катерина. Не бойся, раздай им себя объединение кусочкам и ничего далеко не пожалей. Ни ногтей, ни пальцев ног, ни селезенки», — говорит в начале кинопоэмы вой за кадром.

Самоотвержение

Мы приходим в настоящий мир одинокими и отвал тоже одни. Так остальное время в нашей жизни принадлежит дупелину важному Другому. Главнейший Другой в жизни ребенка — сие мать. Для украинца а в роли матери выступает тоже его страна, Отчизна. Она является его веточка. А то, что происходит нате ее территории, сам влияет на имущество каждого в ней проживающего.

«Твоя милость все время куришь и смотришь, Муня. Ты считаешь минувшее. Ты еще неважный (=маловажный) знаешь, что Донбасс — сие репетиция утопии. Раковая палочка поет тебе колыбельную. Твоя милость качаешь метроном тама и обратно, ты вдыхаешь гарь в середину. Ты думаешь, какими судьбами подогреваешь воздух Донбасса. Так Донбасс, Катерина, сие твое тело. Твои волосоньки давно стали проволокой. Твои хлебогрызка становятся гвоздями», — продолжает полиграф, подчеркивая в своем тексте, отчего образ женщины, к которой адресовано эпистола является образом жертвы, по-над которой происходит притеснение.

«Внутри этих координат превыше всего для меня было обнародовать какую-то специфическую персональность, которой может иметь отличительной чертой жертва, схватить неведомый парадокс (ведь “жертва” — сие уже заранее неизвестный, у кого отобрали персональность, жертва — это возлюбленная). Я предлагаю осмыслить закон жертвы как того, кто такой не является передатчиком насилия, который глушит, капсулирует давление. В положении жертвы (за)грызть сакральная чистота непричастности к насилию. Черт знает кто, на ком далеко не лежит вины»,   — говорит Кавелина в собеседование Алексею Кучанскому.

О женщины-жертвы был выбран тоже неслучайно, ведь аккурат женщины во минута войны — жертвы сексуального насилия. Они использованы как бы некая вещь, которая может предварительно удовлетворить желание агрессора, высасывающего изо нее все соки и выкидывающего использованное трупак прочь. «Левую ногу — в Север, правую — возьми Юг», — акцентирует иконописица в своем тексте зрак территориальной целостности тела объекта, а опять же его географической обстановка.

Территориальность

«Письмо горлице» — сие переосмысление сценария жертвы и агрессора, насилия по-над личностью и смеси страха и одиночества военных, сражающихся бери Донбассе. Художница сопоставляет видеохроники 1930-х и 1970-х годов с записями современной войны, пытаясь состроить таким образом собеседование. Объединяя эти хроники в такой степени, чтобы они отбрасывали побратим на друга тенечек, чтобы в этой тени, в разрыве, публика могли очерчивать самочки себя, свою альтернативную украинскую общность.

«История Донбасса представляется ми некоей точкой разрыва, — сие уже не наша повесть, потому что актуальные политические нарративы выстраиваются около радикального отказа ото советского прошлого, почто создает некое слепое ласа. Это не наша хроника (мы отказываемся думать эту преемственность), да и ничья другая: возлюбленная существует в некоем разрыве, парадоксе: регионально и темпорально это сотворилось здесь, но в этом месте этого не происходило. Пропавшая про, слепое пятно», — говорит составитель.

Эти слова звучат и в фильме, трансформируясь, только не теряя своих смыслов, опять обращаясь к образу женская половина человечества.

«Ты считаешь наши дни сигаретами и моешься одетая. Хотя твою правую руку много с тех пор воды утекло отнесло на Вест, а левую — на Ост. Твою левую ногу унесло в Север, а правую — получай Юг. Твоя черепица зависла в воздухе и плачет деревянными пулями. Щебенка твои давно высыпались, а папирус все еще ходит тама-сюда, как метроном», — красиво голос за кадром получи и распишись последних минутах, следом чего следует воспламенение.

Проводя параллели, веско прослеживается связующая красная цепь между «зависшей в невесомости» войной получай Донбассе и истерзанным веточка жертвы, оплакивающей свое несостоявшееся счастливое действительность. Ant. прошлое. И, возможно, только по времени смерти — физической иначе говоря духовной, она сможет по-новому переродиться. И тогда прилетит голубь, птица мира, и новая пир (жизненный) возникнет на выжженной земле.  

Показ фильма состоялась держи e-flux Video & Film в рамках организованной Алексеем Радинским программы War and Cinema. Обозреть киноленту можно объединение ссылке.  

Ранее Данная Кавелина сняла секс-фильм «Про Марка Львовича Тюльпанова, тот или другой разговаривал с цветами», ставший одним с важных антивоенных высказываний.  

Комментарии закрыты.