Работу в аппарате суда предлагают выделить в отдельный вид государственной службы

15.11.2016
от

Мaрия Шувaлoвa

Пoстaнoвлeния o внeсeнии в Гoсдуму зaкoнoпрoeктa o гoсудaрствeннoй судeбнoй службe (дaлee – зaкoнoпрoeкт o судeбнoй службe) и двуx зaкoнoпрoeктoв o пoпрaвкax в ряд фeдeрaльныx кoнституциoнныx и фeдeрaльныx зaкoнoв в связи с ввeдeниeм тaкoй службы (тeксты прoeктoв имeются в рaспoряжeнии рeдaкции пoртaлa ГAРAНТ.РУ) приняты нa сeгoдняшнeм зaсeдaнии Плeнумa ВС РФ. Тaк, пoд гoсудaрствeннoй судeбнoй службoй прeдлaгaeтся пoнимaть вид гoсслужбы, прeдстaвляющeй сoбoй прoфeссиoнaльную дeятeльнoсть грaждaн РФ в aппaрaтax ВС РФ, судoв oбщeй юрисдикции и фeдeрaльныx aрбитрaжныx судoв. Сeйчaс, нaпoмним, сoтрудники aппaрaтoв судoв являются гoсудaрствeнными грaждaнскими служaщими.

«В настоящее время вопрос укомплектования аппаратов судов высокопрофессиональными кадрами стоит особенно остро из-за низкого уровня заработной платы работников судебной системы при стабильно высоком уровне нагрузки. Это приводит к тому, что выпускники вузов, в том числе юридических, предпочитают не идти на работу в сферу правосудия», – отметил представлявший на заседании соответствующие законопроекты первый заместитель Председателя ВС РФ Пётр Серков. Поскольку одна из основных задач аппарата суда заключается в обеспечении своевременного рассмотрения и разрешения дел, от того, насколько квалифицированным является его кадровый состав, зависит качество отправления правосудия. В связи с этим и предлагается определить статус государственного служащего судебной службы РФ (далее – судебный служащий), установить требования к нему и условия прохождения судебной службы.

Согласно законопроекту о судебной службе судебным служащим запрещается быть представителями в суде (за исключением случаев законного представительства), выполнять функции по осуществлению правосудия, совершать действия, влекущие возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса, заниматься, помимо судебной службы, какой-либо оплачиваемой деятельностью (исключение – преподавательская, научная или иная творческая деятельность), предпринимательством, покупать некоторые ценные бумаги и т. д.

В то же время перечислены в проекте и социальные гарантии судебных служащих. К ним относятся, в частности:

  • увеличенная продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска – 30 календарных дней;
  • дополнительный оплачиваемый отпуск – от 1 до 10 календарных дней в зависимости от стажа;
  • защита судебного служащего и членов его семьи от насилия, угроз и иных неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей и др.

Предусматривается также введение специальных классных чинов судебной службы. Однако для должностей, квалификационным требованием к которым является наличие юридического образования, сохраняются классные чины юстиции (юрист, советник юстиции, государственный советник юстиции, действительный государственный советник юстиции).

Кроме того, предполагается, что у судебных служащих появится собственная форменная одежда, ношение которой в судебном заседании будет обязательно, а также официальные символы, что позволит идентифицировать их среди участников процесса.

Определенные изменения могут затронуть и структуру аппарата некоторых судов. Так, по аналогии с институтом секретариата председателя суда, который, как отмечается в пояснительной записке к законопроекту о судебной службе, эффективно функционирует в арбитражных судах, предлагается ввести должности руководителя секретариата председателя суда, его заместителя и советника в областных и равных им по уровню судах, а также окружных (флотских) военных судах.

Также предполагается обеспечить независимость администраторов ряда судов от ВС РФ. Напомним, на администратора возложены обязанности по организации материально-технического и хозяйственного обеспечения судебной деятельности, а также по обеспечению ее безопасности. Согласно действующему законодательству администраторы судов реализуют свои полномочия под контролем соответствующих подразделений Судебного департамента при ВС РФ (п. 2 ст. 17 Федерального закона от 8 января 1998 г. № 7-ФЗ «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации»). Поправками устанавливается, что для осуществления перечисленных функций в областных и равных им по уровню судах, окружных (флотских) военных и арбитражных судах вводится должность руководителя аппарата, который будет подчиняться непосредственно председателю конкретного суда (соответствующие изменения предлагается внести в Федеральный конституционный закон от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации», Федеральный конституционный закон от 7 февраля 2011 г. № 1-ФКЗ «О судах общей юрисдикции в Российской Федерации»).

Таким образом, по мнению разработчиков пакета соответствующих законопроектов, установление специального статуса судебного служащего и предоставление ему дополнительных гарантий и мер материального обеспечения позволит поднять престиж судебной службы и привлечь в эту сферу квалифицированных специалистов, что, в свою очередь, повысит качество отправления правосудия.

Комментарии закрыты.